Версия для печати

День рождения В.П.Чкалова

Ко Дню рождения В.П.Чкалова
 

 

Этот человек стал символом советской авиации. Он был живым кумиром молодежи 1930-х годов. Его имя вдохновляло советских пилотов на бой с асами Люфтваффе. Оно  начертано на заводских корпусах, кораблях, самолетах.  «Летать по-чкаловски» – лозунг, который до сих пор жив в отечественной авиации. 

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василево (ныне город Чкаловск) Нижегородской губернии.  Он впервые увидел самолет 15-летним мальчишкой, когда работал  кочегаром на речном пароходе. Желание стать летчиком появилось мгновенно, и было настолько сильным, что он немедленно уволился с парохода  и отправился искать, «где летать учат». Но в стране уже полыхала  гражданская война.  Осенью 1919 года Чкалов  вступил добровольцем в Красную Армию и стал работать слесарем-сборщиком самолетов в Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде.  В 1921 году Чкалов добивается направления в Егорьевскую авиационную теоретическую школу, затем  поступает в Борисоглебскую авиационную школу. Здесь он совершил свой первый самостоятельный полет, получил свою путевку в небо.

О Чкалове написано множество книг, снято несколько фильмов. Было бы пустой тратой времени  приводить общеизвестные факты биографии знаменитого летчика, рассказывать о первых трансконтинентальных маршрутах  и о полете через Северный Полюс в Америку. Или повторять легенду  о пролете под Троицким мостом над Невой.  Нет, здесь мы расскажем всего лишь об одном крохотном  эпизоде... 

14 января 1937 года Валерий Чкалов посетил Смоленский авиационный завод. Он выступил перед рабочими предприятия. Встреча проходила в заводской столовой, на то время это было самое большое непроизводственное помещение. Столы убрали, и все равно, в большом обеденном зале яблоку негде было упасть – столько народу пришло послушать героя, совершившего невероятный по протяженности перелет от Москвы до  острова Удд, что в Охотском море.  Простыми, понятными словами Чкалов рассказывал рабочим о том  перелете. Как боролись с обледенением. Как безуспешно пытались пробиться к Амуру. Как на последних литрах топлива посадили тяжелую машину на безлюдный островок, затерянный на краю земли…

Но помимо встречи с трудящимися, была еще и встреча с руководством и инженерами завода. Дело в том, что в то время смоленские авиастроители осваивали производство сверхновой для своего времени  техники – стратосферных самолетов. Это было задание особой важности, и визит Чкалова имел своей целью знакомство с состоянием дел по производству секретных машин. Первый стратоплан БОК-1 уже испытывался в смоленском небе. Бесценный опыт покорения больших высот воплощался в конструктивные решения, в новые принципы управления воздушным судном и обеспечения жизнедеятельности экипажа.  Чкалов видел за такими самолетами огромное будущее. Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех – это был не только чкаловский девиз, это был девиз всей эпохи.   

Именно Валерий Павлович Чкалов был инициатором письма Сталину о необходимости разработки высотного самолета с большой дальностью полета. Планировался  кругосветный перелет,  и Смоленский завод  по проекту Бюро особых конструкций (БОК) начал строить  самолет для этой задачи – БОК-15. Дальность 20 тысяч километров, весь полет –  в стратосфере! Да, вот таким должен был стать новый самолет генерального конструктора В.А.Чижевского...  В числе первых испытателей машины был Г.Ф. Байдуков, верный помощник Чкалова в рекордных перелетах. Как знать, как бы сложилась дальнейшая судьба стратопланов в СССР, да и всей нашей авиации, если бы Валерий Павлович был жив!

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытаниях нового истребителя И-180. Остались нереализованными его  планы и мечты. Некоторым из них суждено было сбыться лишь десятилетия спустя! Идея беспосадочного кругосветного перелета на самолете воплотилась в жизнь только в 1957 году, когда тройка американских бомбардировщиков  Б-52, периодически заправляясь в воздухе, смогла обогнуть «шарик» без единой посадки. Только в 1986 году специально сконструированный самолет «Вояджер» смог совершить воздушную кругосветку без единой  дозаправки. Увы,  чкаловские мечты были реализованы летчиками другой страны.

Но мы помним имя человека, сумевшего опередить время! С этим именем вот уже скоро восемь десятилетий живет авиация России. Это имя – Валерий Чкалов.

 

Дальний бомбардировщик "Валерий Чкалов"

 

Профком

Версия для печати