Версия для печати

Новости

Сам виноват

13 марта 2015 г.

Размеренный ритм заводской жизни время от времени нарушают тревожные сообщения о несчастных случаях. Всякий раз это вызывает пересуды в коллективе, запускается маховик положенных разбирательств, звучат оргвыводы. Потом всё успокаивается до следующей трагедии. И абсолютно ничего не меняется! Давайте задумается, почему.

Допустим, получил человек производственную травму. Вызвали  скорую, увезли пострадавшего в больницу. Назначили комиссию, которая проверяет, помимо прочего: а имелся ли у товарища допуск к таким работам? – Имелся. А расписался ли он за технику безопасности? – Расписался. А проходил ли инструктаж? – Да, проходил, вот журнал и роспись. А исправно  ли было оборудование? – Исправно, вот журнал проверки. А использовал ли он средства защиты? – Нет, не использовал. – Понятно… А был ли он трезв? –  «Да как бы того… Маненько  выпимши были»

Ну,  всё ясно! Сам виноват! А ещё – непосредственный начальник, потому как не проконтролировал. Но ведь не может начальник стоять за спиной каждого рабочего и следить, чтобы тот надел каску или после каждой операции устанавливал защитный экран! И обнюхивать каждого не обязан. Так что – ай-яй-яй, товарищ мастер участка! Выговор вам! Начальник цеха тоже «куда смотрел!», вам  -- «организовать контроль за соблюдением».  Начальнику отдела охраны труда «усилить работу по профилактике», а вообще молодец, всё хорошо организовал: и инструктажи, и проверки, и документация в порядке.

Итак, вопрос закрыт, причины установлены, виновные наказаны, меры приняты. Страховка выплачена. Полку инвалидов прибыло, но тут уж – ничего не поделаешь. Сам виноват!

…Видите, как всё замечательно. И работа ведётся, и меры приняты. И в журнале роспись. А несчастные случаи повторяются. Причины – как под копирку, и виновные – только фамилии меняй. Так может быть – не те меры? И не та работа? Или как-то не так ведётся, или вообще не с теми?

Смотрите: к ближайшим коллегам пострадавшего, к его сотоварищам по работе претензий бывает меньше всего, если не сказать – вообще никаких и никогда! Да и товарищи сами искренне и глубоко убеждены: мы-то причём! Мы что ли ему водку в горло лили? Мы что ли ему очки надевать должны? Страховочный пояс пристёгивать? Нет! Жаль человека, конечно, но – сам виноват, только сам!

Однако задумайтесь: сосед пострадавшего знал, что тот нетрезвым к станку подошел? – Знал. Но ничего не сказал, потому как «дело житейское, с кем не бывает». Опять же солидарность трудящихся: «я не стукач!» Так что – никаких угрызений!  А ты видел, что сосед без экрана работает? –  «Видел, но я и сам никогда экран не опускаю!». Видел, что товарищ на высоту без страховки полез? – «Ну и что? Знал, куда идёт». Видел, что он без каски? – «Я тоже без каски»! – Так ведь в инструкции записано! – «На заборе тоже написано!».

Вот и всё. А как же чувство ответственности? Никак. Каждый за себя, каждый на своем уровне. Высокое начальство надёжно защищено всей могучей системой безопасности труда, выстроенной в полном соответствии с требованиями нормативных документов. Создать эту систему и поддерживать её  в актуальном состоянии – обязанность высшего руководства. Начальники рангом пониже – они на самом острие этой системы. Им труднее всех, им первым становиться «под раздачу», если что не так. Но в помощь им даны охранительные журналы по ТБ с росписями работников. Достаточно своевременно (в соответствии с руководящими документами) собирать автографы подчинённых, и всё!  Формально не придерёшься, спина прикрыта.  

Сами работники философски плюют на меры безопасности, потому что, во-первых,  «всё плохое происходит с кем-то, только не со мной», во вторых «не учите меня жить».

Вот и получается: и чувство есть, и ответственность есть. А чувства ответственности – нет.  Если что -- сам виноват. 

И выходит, дорогие заводчане, что если хорошенько задуматься над нашим с вами отношением к безопасности труда, то поневоле возникнет вопрос –  «Кто следующий?» А ведь, по-хорошему, другой вопрос нужно задать: «Что нужно сделать каждому из нас, чтобы несчастные случаи не повторялись?»  И ответить на него – пониманием проблемы, исполнением требований инструкций, вниманием к своим товарищам коллегам по работе. Неравнодушием к  нарушениям. Всё так просто! Настолько просто, что никто не считает нужным это делать.

Профком

Версия для печати