Версия для печати

Новости

ЛИСу- 45 лет

27 августа 2017 г.

 Приказ директора Смоленского машиностроительного завода от 11.09.1972 года №95-П «Об образовании летноиспытательной станции» дал старт мероприятиям по созданию ЛИС и орга- низации работ подразделения. Начальником был назначен Л.Ф. Пискунов, грамотный инженер, умелый организатор, уже имевший немалый опыт руководства агрегатным цехом завода. Заместителем по летной службе стал Ф.А. Морозкин, в прошлом военный летчик, а по инженерно-авиационной службе И.П. Бадюлин. Были организованы подразделения ЛИС: служ- ба управления воздушным движением (УВД) во главе с Н.И. Федотовым, авиационно-техническое бюро (АТБ) – руководитель Ю.В. Калашников, бюро технического контроля (БТК) – В.Ф. Гурко. В начале апреля 1973 года первый самолет Як-18Т № 01-01 был передан на ЛИС для летных испытаний. Первый испытательный полет Як-18Т состоялся 25 апреля. Экипаж: КВС – летчик-испытатель ОКБ «Як» В.И. Лягушкин, второй пилот – заводской летчик-испытатель Л.И. Малеевский. Из воспоминаний Л.И. Малеевкого: «Мы понимали, что стали участниками воплощения метала в современную машину, хоть и маленькую, но нужную людям. Тем же людям, благодаря ко- торым она появилась на свет, благодаря их мысли, их труду. Мы только выполнили свою работу – полет. Все вокруг ликовали, ощущая свой вклад в создание первого самолета Як-18Т на Смоленском авиационном заводе». Изменение профиля производства на самолетостроительный повлекло за собой переименова- ние завода – он стал называться авиационным. Так и началась славная история ЛИС. Вот значимые даты из истории АО «СмАЗ» в которой неразрывно с авиастроителями, ставя утверди- тельную точку в готовности изделий участвовал коллектив ЛИС:

ƒ 1973–1983 гг. – выпущено более 600 самолетов Як-18Т.

 1973–1974 гг. – подготовлена опытная партия крыльев для Як-50.

ƒ 1975 г. – завод досрочно изготовил комплект стреловидного крыла, оперения и мотогондол для Як-42. Первый самолет взлетел с аэродрома Смоленск-Северный 26.10.1976 г. и выпускался до 1982 г.

ƒ 1980 г. – на заводе разворачивается изго- товление крыла, хвостового оперения и сборочных элементов фюзеляжа многоразового воздушно-космического комплекса «Буран». Доставка производимых изделий к месту комплектации и сборки на аэродром Раменское осуществлялась вертолетом с аэродрома Смоленск-Северный.

ƒ 1984 г. – начинается подготовка произ- водства к выпуску высотного самолета М-55 «Геофизика». Первый полет состоялся 16 августа 1988 г. ƒ 1992 г. – на заводе организована доработка самолетов Як-40 в вариант Як-40Д с увели- ченным объемом топливных баков под 6 т. ƒ 1993 г. – для поставки на экспорт возоб- новлено производство самолетов Як-18Т, а также выпущена опытная партия самолетов Як-112.

ƒ 28.12.1993 г. – выполнил первый полет легкий многоцелевой самолет СМ-92 «Финист». На заводе развернуто его серий- ное производство.

ƒ 1995 г. – изготовлен патрульный вариант самолета для ФПС РФ СМ-92П, опытный вариант самолета СМ-94 (на базе самолета Як-18Т).

ƒ 1996 г. – комплексная доработка Як-40 в административный вариант, к полетам по МВЛ и оборудование салонов самолетов в вариант бизнес-класса.

ƒ 06.03.2002 г. – первый полет самолета СМ-92 Т Турбо-Финист. 2003 г. – АО «СмАЗ» представил на «МАКС- 2003» семейство самолетов СМ-2000, СМ-2000П, СП-55М, СМ-92, СМ-92Т.

ƒ 2001–2016 гг. – на ЛИС успешно проведе- ны летные испытания следующих типов самолетов: Як-40, Як-18Т, Як-50, Як-52, СМ-92Т с амфибийным шасси, СМ-92 с по- плавковым шасси, СП-55, СП-98, СМ-2000, Су-26, СМ-94, Як-12. Всего выполнено 805 испытательных полетов.

ƒ 2007–2009 гг. – проведены испытания 60 самолетов Як-18Т 36-й серии и техобслуживание по форме ТО-1000 – 11 самолетов Як-18Т.

ƒ 2015 г. – согласно заключенного контракта, на заводе по заказу фирмы «ORBIS AVIA spol. s r.o», Чешской Республики, был изго- товлен самолет СМ-92ТЕ.

ƒ 2016 г. – успешно проведены летные испы- тания, выдан Сертификат летной годности и самолет СМ-92ТЕ передан заказчику.

ƒ июль 2016 г. – МО РФ вышло с предложением по изготовлению самолета для подготовки летчиков ВКС.

ƒ в настоящее время на АО «СмАЗ» совместно с ООО «КБ «САТ» отрабатывается необходимая документация и подготовка к производству опытных машин СР-10. Специалисты ЛИС работают с прототипом этого самолета на аэродроме Кубинка. Это будущее в развитии нашего предприятия. Предстоит огромная и интересная работа. Это потребует мобилизации сил всего кол- лектива. Авторский коллектив благодарит ветеранов ЛИС за предоставленный материал в подготовке данной публикации.

В.В. Романенков, начальник ЛИС 

 Члены профбюро: Н.Д. Корчагина Н.А. Шкодкина, В.Н. Журкович 

Версия для печати