Версия для печати

Новости

Восставший из руин и пепла

28 февраля 2014 г.
Наш завод был основан 8 ноября 1926 года. Эта дата по праву является точкой отсчета истории предприятия. Но есть в этой истории еще одна, не менее значительная дата – 10 марта 1944 года. В этот день был издан приказ по наркомату авиационной промышленности о восстановлении завода.

…25 сентября 1943 года советские войска вошли в Смоленск. От довоенных ста шестидесяти тысяч в городе едва набиралось пятнадцать тысяч жителей, в основном – женщин, детей, стариков и покалеченных войной инвалидов.  Город лежал в руинах.  Днепровский мост взорван, ниже него саперы навели временный понтонный мост. Вдоль Большой Советской уродливо громоздились  обгоревшие, пустые коробки домов – без крыш, заваленные  обломками перекрытий и рухнувших  стен. Железнодорожный вокзал – бесформенная груда развалин. На месте жилых деревянных кварталов – лес обгорелых печных труб. Немногие сохранившиеся здания заминированы.  На месте бывшего авиаремонтного завода – непроходимые завалы исковерканного бетона, железа, битого кирпича.

Многим, видевшим Смоленск в сентябре 1943 года, казалось, что проще построить новый город, чем восстановить этот, практически стертый с лица земли.
Но иначе считали сами смоляне, начавшие возвращаться, едва стало известно об освобождении Смоленска от фашистов. Еще гремела на западе артиллерийская канонада, а жители уже приступили к расчистке завалов и восстановлению самых необходимых предприятий – хлебозавода, электростанции,  водопровода.

В октябре 1943 года жизнь затеплилась и на территории авиаремонтного завода.
Немногие оставшиеся и пережившие оккупацию заводчане крепко надеялись на своего директора, Михаила Алексеевича Филатова. Ему было поручено определить возможность возобновления работы предприятия.  А какое решение можно было принять, если 93% производственных площадей полностью разрушено?!  Но на свой страх и риск Михаил Алексеевич доложил в Москву – завод восстановить можно!  И вот  3 марта 1944 г. вышло постановление Государственного комитета обороны, а 10 марта – издан приказ №181 НКАП об организации на базе бывшего самолётостроительного завода №35  завода по ремонту самолётов и моторов. Новое предприятие получило наименование  «Завод №475 НКАП, п/я  65».

Кто же должен был его восстанавливать, а по сути – строить заново? Женщины, подростки, старики – вот первые работники начавшейся стройки.
Над полуразрушенной аркой цеха № 2 появился плакат: «Восстановим родной завод!» С этим лозунгом и началась работа – невероятная, неподъемная и смертельно опасная. Нередко строители  наталкивались на мины и неразорвавшиеся бомбы. Случались налеты вражеской авиации,  и только что построенное вновь обращалось в руины. Но поистине нет преград для людей, воля которых подчинена одной общей цели!  Они трудились не покладая рук, невзирая на невероятные трудности. В школе №3 (здание бывшего клуба) оборудовали общежитие.  Водопровода не было, и даже для питья воду приходилось брать из залитых дождями и грунтовыми водами траншей и воронок от бомб. Зимой  согревались печами-времянками, сделанными из 200-литровых бочек. Но работу не прекращали ни на один день. Строительным материалом служила вездесущая смоленская глина и кирпичи, извлеченные из руин.   Постепенно очищались площадки, восстанавливались старые фундаменты. Наметились контуры будущих корпусов.

В конце февраля – начале марта 1944 г. из Куйбышева, куда был эвакуирован завод,  прибыла в Смоленск бригада Т.И.Григорьева, триста человек. Многие из них работали здесь до войны, и можно только представить, какой болью наполнились сердца этих людей, когда они увидели – ЧТО осталось от любимого завода. Но не было времени ни для боли, ни для скорби, ни для отчаяния. Была лишь твердая решимость восстановить всё как можно скорее. Чтобы снова начать работу. Чтобы приблизить Победу.

… Один-единственный телефон был подключен к хлипкой полевой линии, так называемой «воздушке», и едва работал. Для связи между цехами использовались курьеры, их было шесть человек. К концу 1944 года на завод стали  прибывать малогабаритные револьверные станки, сильно изношенные, часто ломавшиеся, но это уже был прорыв!  Предприятие стало набирать темп. Несмотря на нехватку электроэнергии, сжатого  воздуха,  уже в апреле 1944 г. в развалинах старых корпусов под открытым небом был налажен ремонт самолётов Ил-2, Ла-5, Як-7, Ла-7. Восстановленные машины улетали прямо на фронт. В среднем за месяц ремонтировалось по 10-12 самолётов, а иногда и по два – три в сутки.

Сегодня может показаться,  что осилить такое дело – немыслимая задача. Но наши деды и отцы справились с ней. Они не только подняли завод, восстановили из пепла, но и вывели его в лидеры советской авиационной промышленности.

Ныне уже почти никого не осталось в живых из того героического поколения. Но мы всегда будем помнить их подвиг.
 
Вечная память всем, кто возрождал Смоленский авиационный завод!
 
 
Профком 
Материал подготовила директор музея О.М.Егорченкова
Версия для печати